Новости "КАМАЗ"

  1. Ведущий инженер по стандартизации бюро стандартизации, патентно-лицензионной и рационализаторской работы литейного завода ПАО «КАМАЗ» Наталья Мясникова признана «Лучшим стандартизатором Республики Татарстан 2025». Также этого звания удостоена начальник отдела конструкторско-технологических изменений Блока заместителя генерального директора ПАО «КАМАЗ» – директора по развитию Марина Логинова. Награждение состоялось в Казани в Торгово-промышленной палате РТ.

    Конкурс на звание «Лучший стандартизатор Республики Татарстан» – это ежегодное мероприятие, которое проводится в рамках номинации «Вклад в развитие качественной продукции и оказываемых услуг» республиканского конкурса «Лучшие товары и услуги Республики Татарстан». Конкурс проводится в целях стимулирования творческой активности стандартизаторов предприятий и организаций Республики Татарстан, повышения их квалификационного уровня и профессиональной компетенции. Соискателям предстояло представить в оргкомитет пакет документов, включавший конкурсную анкету, документальные подтверждения профессиональной деятельности и сопроводительное письмо руководства. В результате отбора жюри определило десять лучших специалистов по стандартизации. В десятку лучших стандартизаторов Татарстана вошли сотрудницы «КАМАЗа» Наталья Мясникова и Марина Логинова.

  2. ПАО «КАМАЗ» с деловым визитом посетила делегация АО «ХК «НАФТАТРАНС».

    В составе делегации – генеральный директор «ХК «НАФТАТРАНС» Константин Турушев, руководитель сети сервисных станций «Нафтатранс» Петр Котиков и заместитель генерального директора по эксплуатации «Нафтатранс-М» Дмитрий Потапов.

    Экскурсия началась с посещения промышленных площадок компании. В частности, члены делегации побывали на самом высокотехнологичном заводе – заводе каркасов кабин и автомобильном заводе, где им продемонстрировали роботизированный процесс производства каркасов кабин автомобилей К5, главный сборочный конвейер и конвейер сборки кабин. Также гости побывали в Визит-центре «КАМАЗ», ознакомились с историей и современными достижениями лидера российского грузового машиностроения.

    Во второй половине дня состоялись переговоры по перспективам сотрудничества. В совещании приняли участие заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» Антон Сарайкин, главный конструктор по автомобилям Игорь Валеев и другие руководители.

  3. Решением совета директоровNATCAR (АО «Национальный перевозчик») новым генеральным директором компании с 25 ноября 2025 года назначен Самат Гарафутдинович Саттаров.

    В начале своей трудовой деятельности Самат Гарафутдинович занимал руководящие должности в отделении Сбербанка в Набережных Челнах и в НПО «РОСТАР». Затем более 14 лет он посвятил работе на «КАМАЗе».

    Профессиональный путь на предприятии начал в 2010 году с позиции замгендиректора по экономике и финансам АО «ТФК «КАМАЗ», потом перешёл на аналогичную должность в «АвтоЗапчасть КАМАЗ». Далее работал директором департамента финансов и директором по корпоративным финансам и финансовому сервису «КАМАЗа» вплоть до 2019 года.

    В 2019–2020 гг. был директором департамента казначейства АО «ТАНДЕР» (группа «Магнит»).

    В 2020 году Самат Гарафутдинович возвращается на «КАМАЗ» на позицию руководителя направления «Пассажирский транспорт», а в 2024 году становится директором по работе с партнерами.

    За 14 лет Самата Гарафутдиновича на «КАМАЗе» под его началом, в частности, разработана новая концепция управления финансами, достигнут исторический максимум по реализации техники в лизинг и обеспечено лидерство предприятия на российском рынке электробусов большого класса (96%).

  4. ПАО «КАМАЗ» посетила делегация ООО «Б1» – крупнейшей российской консалтинговой компании.

    В составе делегации – директор группы стратегии Юрий Окулов, партнёр группы стратегии Андрей Томышев, консультант Алина Коломойцева и менеджер группы стратегии Александр Лебедев.

    В ходе ознакомительной экскурсии гости побывали в АО «КАМА ДИЗЕЛЬ» и ООО «ЦФ КАМА», где ознакомились с работой конвейера сборки двигателей Р6, линией мехобработки блока цилиндров двигателей Р6 и производством коробок передач. На автомобильном заводе им продемонстрировали финишный процесс сборки грузовых автомобилей КАМАЗ, в том числе работу главного сборочного конвейера и конвейера сборки кабин. Помимо этого, члены делегации побывали в Научно-техническом центре, где была представлена высокотехнологичная автотехника КАМАЗ поколения К5. Также одним из пунктов деловой программы стало посещение дочернего предприятия «КАМАЗа» в Башкортостане – ПАО «НЕФАЗ», специализирующегося на производстве широкого модельного ряда автобусов, электробусов и другой автотехники.

    В рамках визита состоялся ряд переговоров по перспективам сотрудничества. Группа компаний Б1 является одним из лидеров рынка и предоставляет весь спектр аудиторских и консультационных услуг для развития бизнеса. Со стороны «КАМАЗа» в совещаниях приняли участие первый заместитель генерального директора – исполнительный директор Ирек Гумеров, заместитель генерального директора по закупкам Равиль Ибрагимов, заместитель генерального директора по спецтехнике Владимир Курганов, генеральный директор ПАО «НЕФАЗ» Евгений Корепанов и другие руководители.

  5. С 2025 года в Центре электроники и элементов питания ПАО «КАМАЗ» функционирует современная лаборатория по исследованиям топливных элементов и химических источников тока. Результаты исследований интегрируются в конструкторские и технологические решения – так создаётся высокоэффективный продукт.

    По словам директора Центра электроники и элементов питания Ленара Фардеева, идея создания нового направления исходит из мировых трендов – так называемая зелёная повестка, переход на низкоуглеродную экономику и использование возобновляемых источников энергии. В 2022 году в компании появился департамент водородных технологий, а затем – Центр электроники и элементов питания, который базируется в промышленном технопарке «Олимп». «Работа в направлении разработки водородных автомобилей здесь ведётся, по сути, на стыке науки и производства. В этом и была идея: мы хотим покрыть полный цикл создания нового продукта, пройти путь от глубоких научных исследований до выхода сначала на мелкосерийное производство, а затем и на серийное. Ведь зачем зависеть от импортных комплектующих, получая низкоэффективные компоненты по высокой цене, когда куда выгоднее создавать ноу-хау самим? Водород – это перспективный и удобный источник энергии. И наша задача на ближайшие несколько лет – создать такие топливные элементы, которые отличались бы эффективными показателями, низкой стоимостью и высоким ресурсом. Именно этим и занимаются в лаборатории», – рассказал Ленар Фардеев.

    Как пояснил руководитель, топливный элемент – это важнейшая составная часть электрохимического генератора, которая обеспечивает прямое преобразование химической энергии в электрическую. Именно от него, по сути, зависит итоговая мощность энергетической установки. Если объяснить упрощённо, то водородная батарея собирается из ячеек топливных элементов в «стопку». Так набирается необходимая мощность, которая позволяет выработать энергию. Каждая ячейка представляет собой гальванический элемент: электролит – проводящая мембрана, электроды – смесь катализатора, ток снимается с помощью пластин. Общее название этой конструкции – мембранно-электродный блок. «По сути это и есть топливный элемент, и здесь, в лаборатории, наши специалисты изучают, из каких материалов и какой толщины его лучше сделать, какую технологию нанесения использовать, при каких условиях эксплуатировать эффективнее всего. Это трудоёмкий и сложный процесс, особенно если учесть новизну тематики, – подчеркнул Ленар Фардеев. – Так что методом проб и ошибок ведём исследовательские работы по повышению эффективности, разрабатываем свои компоновки, развиваем и повышаем эффективность батареи».

    Лаборатория оснащена оборудованием высокого уровня, такой технический арсенал предоставляет большой простор для исследований, начиная от изучения применяемых материалов до создания полномасштабных прототипов. В лаборатории реализованы различные методы исследований: от обычных потоковых до фундаментальных научных, где требуются компетенции и большой опыт.

    Поскольку профильных специалистов в инновационном водородном направлении пока не так много, «КАМАЗ» активно взаимодействует с ПИШ и КФУ, организовав на их базе новое направление подготовки – «Автономные энергетические системы». «Студенты приходят к нам на практику, готовят на нашей базе свои дипломные работы. Способных мы выделяем и приглашаем к себе. Благодаря этому у нас уже сформировался костяк команды, на сегодня в Центре трудятся около 60 специалистов, которых в РФ не было ещё два-три года назад. Продолжается системная работа с учебными заведениями по всей стране, так что, смею надеяться, в ближайшие годы благодаря этому инновационные разработки «КАМАЗа» шагнут далеко вперёд», – подытожил руководитель.